Среда
23.10.2019
12:55
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт воспитателя Светланы Щетининой
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Беседа Дети войны »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Беседа Дети войны.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребенка – детский сад №25 «Семицветик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленная организованная деятельность

 

для детей старшего дошкольного возраста

 

Беседа на тему: «Дети войны»

 

 

 

 

 

 

 

     Воспитатель – Щетинина С.В.

 

 

г. Нижневартовск

 

Беседа на тему: «Дети войны»

 

Цель:

Формировать интеллектуальную компетентность дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны.

Развивать  личность гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины.

 

Программное содержание:

Расширять знания об основных со­бытиях Великой Отечествен­ной войны 1941 — 1945 гг. и ее героях, об организации жизни и быта взрослых и детей.

Побуждать детей расширять доступные им знания о Вели­кой Отечественной войне, жизни советского народа в те годы.

 Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в войне с врагами.
         Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

 Вызвать желание подражать воинам, быть такими же мужественными, отважными, смелыми, храбрыми.

 

Ход занятия

 

Воспитатель:   Ребята, кто из вас знает, почему каждый год 9 мая вечером над улицами городов  рассыпаются звезды салюта?

Ответы детей:    « Потому что 9 Мая — праздник Победы»

Воспитатель: Правильно, потому что 9 Мая — праздник Победы. В этот день и дается салют в честь воинов и всех людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне. 

Воспитатель:   Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война. А почему война называется Великой Отечествен­ной? Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил. Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с вра­гом поднялась вся наша огромная страна. Наши воины совершили очень много подвигов. Но в войне погибали не только солдаты. От войны больше всего страдают самые маленькие и самые старенькие.

Дети, такие же, как вы, помогали матерям прокормить семью: летом собирали грибы,  ягоды, которые сушили в виде лепешек, а зимой размачивали в воде и ели. Весной рвали лебеду и варили из нее суп. Много дел было у ребятишек военной поры: присматривали за младшими, кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай. А зачем солдатам на фронте нужны продукты?   
Ответы детей.

Женщины выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, а на заводах работали у станков и делали орудия и снаряды для защиты нашей Родины от фашистских захватчиков. Старушки вязали варежки и шарфы для солдат, чтобы они не мерзли и могли смело бить врага. 

 Сегодня мы с вами поговорим о детях войны. Мы откроем страницы воспоминаний детей военных лет. Не всегда дети, такие вот, как вы сегодня, могли понять, что пришла настоящая беда. Послушайте воспоминания маленькой девочки о начале войны:

«Мне было немногим более семи лет, когда по радио объявили о начале войны. Я отлично помню этот день и последние слова выступавшего: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» Мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случившимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас сказала: «А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?» И ещё нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбёжки, так называемые щели, где днём, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы».  (Г.П. Стукалова «Мне заказали гроб».)

Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям – когда начинались обстрелы. Людям приходилось скрываться в подвалах или специально сделанных бомбоубежищах. Все внимательно прислушивались: не летят ли самолёты, или начинала завывать сирена, и по её звуку все быстро бежали прятаться. Вот ещё одно воспоминание девочки из города Ленинграда:

«Всё  чаще при обстрелах спускались в бомбоубежище – сырой подвал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете маленькой  лампочки. Взрослые размышляли: нужно ли всякий раз туда спускаться? Наступила осень. По тревоге мы не успели добежать до подвала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздался оглушительный взрыв, я почувствовала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем пролетела и целая дверь, по счастью нас не задевшая. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас выворочено вместе с рамой и лежит на середине комнаты. Нашу маленькую семью приютил Михайловский театр, выделивший под проживание подвал в хозяйственном дворе с условием, что при необходимости он будет служить одновременно бомбоубежищем. Вселились туда сразу несколько семей, на деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху – постели». (В. Левецкая «Долгий путь из войны».)

Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопреки страху под бомбами и взрывами добывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом ещё одна маленькая девочка:

«За Доном подтягивались наши войска. На улицах рвались мины. Выходить стало опасно. Но надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продукты, мы отправились на пристань, где, по слухам, стоял разбитый вагон с пшеницей. Вагон разнесло снарядом, и пшеница, перемешанная с углем, покрывала рельсы. Место простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высоком берегу, так и нашими – с левого берега Дона. Надо было под обстрелом подползти к пшенице. Насыпав её в наволочку пополам с углем, мы долгими вечерами при свете свечи выбирали зёрнышко за зёрнышком для пшеничной каши. Так нам с мамой удалось продержаться несколько дней до прихода наших, разбивших немцев на десятый день оккупации». (А. Чижов «Двадцать второе июня сорок первого: неоправданные ожидания».)

Оккупация – это очень страшное слово, дети. Немцы расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами – теми людьми, которые скрывались от них в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодёжь в Германию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом:

«В мае 1945 года немцы собрали молодёжь со всей округи и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним долго бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам руками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Привезли нас в Гамбург и распределили по заводам. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую проволоку. Вместе с нами работали и немецкие женщины. Они трудились старательно, чему учили и нас: «Работайте медленно, но хорошо!» Они получали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то не работал, то попадал на сутки в карцер – узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагалось полчаса на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и старались не смотреть на работниц-немок, разворачивающих свои завтраки. Но они всегда делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не помощь этих женщин, мы бы не выдержали и погибли от недоедания. Кормили нас только один раз в день, после работы». (Н.Д. Исакова «Помню не только плохое».)

Воспитатель обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин.

Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Особенно страдали дети без своих родителей, которые или погибли при бомбёжке, или потерялись во время эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близких. Взрослые старались отвлечь детей, налаживая их жизнь: проводили занятия для дошкольников и школьников, устраивали для малышей праздники.

Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, конечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше.

Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодёжь воевали вместе с взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребёнок или подросток не вызывал подозрения у немцев. Кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка». О таком мальчике написан рассказ писателем В. Катаевым. Солдаты заботились о своём питомце, оберегали его от опасности, даже заказывали ему настоящую форму. Этих ребят, конечно, старались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное училище: Суворовское или Нахимовское. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети, молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и совершать подвиги.

 

 

 

 

 

2 часть

 

Сейчас я вам расскажу о подвигах пионеров-героев, которые выполняя различные задания, защищали наше Отечество от врагов. Их имена навсегда останутся в народной памяти.

 

Пришел   час  -  они  показали,   каким  огромным   может   стать  маленькое 

детское   сердце,   когда   разгорается 

 в   нем  священная   любовь   к  родине  

и   ненависть   к  ее   врагам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившем строе,

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев тому сейчас причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.  

 

Я думаю, что в наше время эти пионеры-герои были бы яркими личностями и лидерами среди сверстников.  Без сомнения, их бойцовские качества нашли бы отражение в каких-либо видах спорта, они были бы хорошими учениками, принципиальными, добрыми товарищами. Ребята брали бы с них пример.

Наша сегодняшняя беседа о детях войны, о пионерах-героях заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.

 

Этот конспект рассчитан на 2 занятия.

 

Литература

Методическое пособие  С.В. Конкевич «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне».

 

Папка «О детях- героях войны 2» - http://detsad-kitty.ru/oformlenye/prazdnik/10243-papka-deti-geroi-vojny-k-9-maya-2.html

 

Папка «О детях- героях войны»-http://detsad-kitty.ru/oformlenye/prazdnik/10242-papka-deti-geroi-vojny-k-9-maya.html

 

Просмотреть НОД в мире сказок.

Вход на сайт

Дплом

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Полезные ссылки
  • Педагогическая планета
  • Сайт МАДОУ №25 Семицветик
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Сайт для детей и взрослых ДЕТсад
  • Оформление детского сада, всё для детского сада
  • Издательство «Просвещение»
  • Фестиваль педагогических идей
  • Детская электронная библиотека «Лукошко сказок»
  • Детский сад.Ру – взрослым о детях
  • Все для детского сада
  • Детский портал «Солнышко»
  • Газета «Дошкольное образование»
  • Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
  • Сайт для воспитателей детских садов